КАК ФОРМИРУЕТСЯ КАРМИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ ВАШИХ ДЕТЕЙ, ВО ВРЕМЯ ВАШИХ ССОР И РАЗГОВОРОВ В ИХ ПРИСУТСТВИИ!!!???? КАК ФОРМИРУЕТСЯ СЦЕНАРИЙ
Первоначально сценарий образуется невербально. Маленькие дети, как будто радаром, начинают ловить сообщения о себе и своей ценности через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов. Вскоре они начинают понимать выражения лица и откликаться на них так же, как на прикосновения и звуки. Дети, которых нежно прижимают к себе, которым улыбаются и с которыми разговаривают, получают сообщения, отличные от тех, что получают дети, которых держат на руках редко или держат со страхом, враждебностью, тревогой. Дети, получающие мало контактов и чувствующие равнодушие или враждебность родителей, испытывают пренебрежение к себе. Они приучаются чувствовать, что они - не о'кей, а возможно, даже могут чувствовать, что они "ничто".
Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной силой в их жизненной драме, значительно влияя на психологические позиции, которые они принимают, и на роли, которые они играют.
В течение первых нескольких лет дети начинают понимать сценарные сообщения, передаваемые им родителями словесно. Эти сообщения являются предписаниями, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными следовать:
"Однажды ты станешь знаменитым".
"Ты никогда ничего не достигнешь".
"Ты ужасный ребенок".
"Ты, несомненно, помешанный".
"Мальчик, в тебе что-то есть".
"Ты медлительный, как черепаха".
"Ты дурное семя".
"Нам было бы намного лучше без тебя"
Ребенку предписывается профессиональный сценарий, когда родители говорят:
"Джордж прямо создан быть доктором".
"Этот малыш никогда не найдет работу".
"С твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам".
"Она слишком ленива для того, чтобы работать".
Один мужчина вспоминает, что в детстве постоянно слышал от родителей:
"Из тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь даром красноречия". Он получил юридическое образование и стал прокурором.
Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно
своего пола и женитьбы. Например, предписание "Когда ты женишься..." имеет сообщение, отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли
и установки детей влияют такие утверждения, как:
"Ну чем она не маленькая мама!"
"Ты такой худой и костлявый ребенок, ты никогда не станешь настоящим мужчиной".
"Почему ты не можешь быть человеком!"
"Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей".
"Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке".
"Ты можешь развлекаться с этими девушками, но не женись на девице такого сорта".
"Женитьба - это западня, и только дураки попадаются в нее".
Люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни.
Большое значение имеет как, каким тоном говорят родители.Не обращая внимания на то, что говорят родители, ребенок скорее всего будет реагировать на невербальные сообщения.
Мягкое, нежное "Конечно, я люблю тебя" совершенно отличается от следующих подобных утверждений:
Натянуто: "Конечно, я люблю тебя".
Сердито: "Конечно, я люблю тебя".
Рассеянно: "Конечно, я люблю тебя".